Суббота, 20.04.2024, 06:27
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт- портфолио

Публичное представление опыта

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА

Приоритетного национального проекта «ОБРАЗОВАНИЕ»

I. Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности

Нуждина Ольга Сергеевна 

 Муниципальное общеобразовательное учреждение Красноподгорная средняя общеобразовательная школа Краснослободского муниципального района Республики Мордовия

431276, РМ, Краснослободский район, д. Красная Подгора, ул.Зеленая. д.132.

учитель русского языка и литературы, заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе 

 16 лет

  2 года

 

II.Сущностные характеристики опыта*

1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

 Использование  информационно коммуникационных технологий в преподавании русского языка и литературы

2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

 В концепции модернизации Российского образования отмечается, что главной задачей российской образовательной политики является «обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности и общества». Модернизацию образования невозможно представить без применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках, в том числе и на уроках русского языка и литературы.
   Реализация в России государственных программ "Единая информационная  образовательная среда", "Компьютеризация сельских и городских школ" и др., активизировало интерес к применению всеми участниками педагогического процесса - учащимися, учителями - информационно коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе. Мы рассматриваем их, прежде всего, как средство повышения заинтересованности в обучении, способное во многом повлиять на качество образования, расширять поле информационных ресурсов. Они становятся основой современного образования.

3.Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

Информационные технологии не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативной учебной деятельности, её индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому, на более современном уровне организовать сам процесс обучения, построить его так, чтобы ученик был бы активным и равноправным его членом.
Внедрение ИКТ на уроках русского языка и литературы позволили мне реализовать идею развивающего обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным. Именно ИКТ позволили мне вместе с моими учениками погрузиться в другой мир, увидеть языковые и литературные процессы другими глазами, стать их участниками. Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий для работы по осмыслению орфографического и пунктуационного правила.
          Работа с мультимедийными программами развивает кон­структивное, творческое мышление, коммуника­тивные способности у учащихся. Способствует формированию умений и навыков исследо­вательской деятельности, осмысленного владения информацией и ее после­дующей обработкой. Практика показала что, использование мультимедийных технологий повышает качество и эффективность обучения, развивает учебную деятельность. Вместе с тем, это эффективный стимул обучения школьников.

Для меня компьютер на уроке - это инструмент с широкими возможностями, позволяющий красочно и интересно изложить материал, подготовить дидактические материалы, сопровождающие урок, разработать письменные задания и тесты для учащихся. Информационно коммуникационные технологии делают возможным удовлетворить множество познавательных потребностей, доступность диалогового общения в интерактивном режиме.

 

3.Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Психологи отмечают что,  для современного человека характерно стремление к визуальному восприятию информации. Учащиеся лучше воспринимают зрительный ряд чем текстовый. Применение в процессе обучения информационно коммуникационных технологий, способствует частичному решению данной проблемы. Электронные учебные пособия, созданные на базе мультимедиа, оказывают сильное воздействуют на память и воображение,  облегчают процесс запоминания,  позволяют сделать урок более интересным.

Применение информационно коммуникационных технологий позволяет реализовать  идеи индивидуализации и дифференциации обучения, что представляется особенно важным в условиях становления профильной школы. Современные электронные учебные пособия, обладающие интерактивностью (способностью взаимодействовать с учеником), позволяют в большей мере реализовать развивающую парадигму в образовании.

Применение компьютера на уроках литературы может быть самым разнообразным, преследовать разные цели (ознакомление с наиболее интересными фактами биографии писателя, совершение заочных экскурсий по местам, связанным с жизнью и деятельностью поэта или писателя, видеопросмотр фрагментов кинофильмов, мультипликационных фильмов, спектаклей, балетов по произведениям того или иного писателя, прослушивание мастеров художественного слова, их исполнения отрывков из произведений и т. д.

Современный курс литературы предполагает использование широкой базы художественных произведений, которые не всегда имеется в школьных библиотеках. Возможности ИКТ (электронных учебных пособий и глобальной сети Интернет) по хранению и передаче информации позволяют решить эти задачи: повысить информационную насыщенность урока, выйти за рамки школьных учебников, дополнить и углубить их содержание.

Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности диагностики уровня усвоения информации. Разнообразные тестовые системы и оболочки позволяют индивидуализировать процесс оценки знаний учащихся, развивать способность учащихся к самооценке.

Риски.  Поскольку компьютер и Интернет так прочно вошли в нашу жизнь, что без них уже не мыслим своего существования в современном мире, то вполне понятна логичность рассуждения о том, что только эти методы являются панацеей в решении вопроса о выборе методик обучения и только на них должны быть основаны пути и средства преподавания. Следовательно, остальные методики в образовательном процессе не выдерживают какой-либо критики. Считаю, что при определении правильности или неправильности методик преподавания важно опираться не на степень технической обеспеченности процесса обучения, что тоже важно, а на конечную результативность методов преподавания.

Излишнее увлечение информационно-коммуникативными технологиями проведения занятий может стать причиной того, что ученик, вовлеченный в "нескучные" формы обучения, окажется неспособным к усвоению материала предложенного в традиционной вербальной  форме. Хотелось бы отметить, что методы и средства обучения ошибочно было бы возводить в ранг самоцели, это,  прежде всего,  инструмент для решения образовательных задач. Не стоит забывать, что  живое, эмоциональное слово учителя — словесника никогда не заменить машине, пусть даже самой умной заменит учителя или учебник, поэтому он рассчитан на использование в комплексе с другими имеющимися в распоряжении учителя методическими средствами. Урок литературы —  это, прежде всего знание художественных произведений, умение их анализировать, сопоставлять разные взгляды критиков, понимание авторской позиции и т. д.

 Разработано поурочное тематическое планирование по русскому языку и литературе с выделением раздела по применению на уроке электронных учебников и пособий, что позволяет экономить время при подготовке к уроку, оптимально составлять траекторию урока с применением ИКТ на различных этапах урока.

4.Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

 В школе создана достаточная материальная база для применения ИКТ на уроке: 21 ПК, 8 мультимедиапроекторов, интерактивный мультимедийный комплекс. Учитель владеет навыками работы на ПК, умело использует методикой использования ИКТ на уроке. Разработано поурочное тематическое планирование по русскому языку и литературе с выделением раздела по применению на уроке электронных учебников и пособий, что позволяет экономить время при подготовке к уроку, оптимально составлять траекторию урока с применением ИКТ на различных этапах урока.

5.Результат изменений

 Использование электронных учебников, хрестоматий, библиотек, обучающих программ по истории, в результате чего повысилось качество знаний по предмету, формируются практические умения учащихся по самостоятельной работе с различными  источниками.

6.Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

http://nuzdina.ucoz.ru/

III. Описание инновационного опыта учителя**

                     С 2005 года работаю над проблемой «Использование  информационных технологий в преподавании русского языка и литературы».

В 2007 году мной составлено поурочно-тематическое планирование уроков по названным  предметам на основе рекомендованных Министерством образования Российской Федерации программ и учебников с выделением раздела «Использование СД на уроке».

                     В настоящее время на уроках русского языка использую такие средства ИКТ: «Фраза. Обучающая программа-тренажер по русскому языку. Вся школьная программа с 1 по 9 класс + подготовка в ВУЗ», «Русский язык. 1С: Репетитор. Весь школьный курс», «Русский язык. Средняя школа. Семейный наставник. 5 кл.», «Русский язык. Средняя школа. Семейный наставник. 9 кл.», «Русский язык. Средняя школа. Семейный наставник. 8 кл.», «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия,  программное обеспечение к интерактивному комплексу, неограниченная возможность в создании презентаций и интерактивных таблиц. Различие между ними  определяется назначением программы, основным видом деятельности, степенью трудности и самостоятельности, типом оценки результатов.

           На уроках литературы применяет          С 2005 года работаю над проблемой «Использование  информационных технологий в преподавании русского языка и литературы».

          Использование новых технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой дисциплине мог провести занятие с использованием информационно-коммуникационных технологий. Это дает возможность учителю работать дифференцировано и индивидуально, а также экономит время.

          В 2007 году мной составлено поурочно-тематическое планирование уроков по названным  предметам на основе рекомендованных Министерством образования Российской Федерации программ и учебников с выделением раздела «Использование СД на уроке».

          Ведущей педагогической идеей является  развитие интереса к русскому языку и литературе в результате  применения  новых информационных технологий.

           В настоящее время на уроках русского языка использую такие средства ИКТ: «Фраза. Обучающая программа-тренажер по русскому языку. Вся школьная программа с 1 по 9 класс + подготовка в ВУЗ», «Русский язык. 1С: Репетитор. Весь школьный курс», «Русский язык. Средняя школа. Семейный наставник. 5 кл.», «Русский язык. Средняя школа. Семейный наставник. 9 кл.», «Русский язык. Средняя школа. Семейный наставник. 8 кл.», «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия. программное обеспечение к интерактивному комплексу, неограниченная возможность в создании презентаций и интерактивных таблиц. Различие между ними  определяется назначением программы, основным видом деятельности, степенью трудности и самостоятельности, типом оценки результатов.

           На уроках литературы применяется CD «Литература. Мультимедийный курс. 1-11 кл. Пособие для абитуриентов.», «Литература. Хрестоматия», «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы Кирилла и Мефодия» для всех классов, «А.С. Пушкин в зеркале двух столетий», уроки-презентации.

Используемые на уроках материалы CD- существенно повышают наглядность изложения материала и привлекают внимание учащихся. Тема урока становится интересна учащимся, если учебный материал на экране представлен в красках, со звуком и другими эффектами. Обучение делается более эффективным, когда вовлекаются все виды чувственного восприятия ученика с помощью мультимедийных функций компьютера.

       ся Проводятся уроки-презентации «А.А.Ахматова», « Фонетика. Гласные звуки», « Союз как часть речи», «Местоимение», « Васюткино озеро», «Сказки Пушкина» и др.

          При подготовке и проведении уроков с применением информационно-коммуникационных технологий используются материалы сети Интернет: www.edu.ru, www.ed.gov.ru, www.5ballov.ru, www.center.fio.ruwww.edurm.ru  и др.

Темы выступлений на районном методическом объединении учителей русского языка и литературы « Использование ИКТ в преподавании русского языка и литературы»

          Провожу для учителей школы и района открытые уроки и мероприятия  с применение ИКТ: «Искусство быть другим» (урок-презентация в 7 классе), «Презентация школьного музея» (внеклассное мероприятие на республиканской научно-практической конференции «Информационные технологии в современной школе»), создаем видеофильмы « В любви родному краю признаюсь», « 65-летию Великой Победы посвящается…», « Школа длиною в жизнь».

 

IY. Экспертное заключение

Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений

 

Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес

 







V. Информационные характеристики опыта*

(матрица используется в дальнейшем для компьютерной обработки)

Характеристики инновационного опыта**

 

Обучение***

Воспитание***

Дополнительное образование***

1. Ценности и ценностные ориентации

гуманистические ценности

гуманистические ценности, патриотизм, гуманизм

 

2. Цели и задачи

 

индивидуальные способности, творческий рост, интеллектуальный потенциал, исследовательская деятельность

общение, исследовательская деятельность

индивидуальные способности, творческий рост, интеллектуальный потенциал, исследовательская деятельность

3. Управление образованием (как для ОУ, так и для учителей и классных руководителей)

 

 

 

4. Содержание образования

усвоение программ базового уровня, положительная мотивация

положительная мотивация

элективный курс

5. Технологии, в том числе ИКТ

информационно-коммуникативные технологии, технология «дебаты», личностно-ориентированное обучения, критическое мышление

личностно-ориентированный, коллективное творческое дело, игра

 

6. Средства

персональный компьютер, Интернет, обучающие программы

 

 

7. Методы

наглядный, поисковый, проблемное изложение, исследование

 

 

8. Организационные формы

урок, практикум, семинар

 

 

9. Образовательная среда

средние и старшие классы

 

 

10.Информационно-методическая среда

обучающие программы, электронные хрестоматии, электронные учебники

 

 

11.Информационные ресурсы

Интернет, электронные библиотеки, электронные учебники

Интернет, электронные энциклопедии,

 

12.Организационные ресурсы

 школьное методическое объединение учителей гуманитарного цикла, районное методическое объединение учителей русского языка и литературы, школьный методический совет, педагогический совет

 

 

13.Мотивационные ресурсы

потребность современного дня, подготовка к выбору профессии

 

 

14.Кадровые ресурсы (для характеристики инноваций, реализуемых в образовательных учреждениях - ОУ)

 

 

 

15.Научно-методические ресурсы (важны как для ОУ, так и для учителей)

 

 

 

16.Материально-технические ресурсы (важны как для ОУ, так и для учителей)

 кабинет информатики, персональный компьютер, электронная доска

 

 

17.Нормативно-правовые ресурсы (для характеристики инноваций, реализуемых в ОУ)

 

 

 

Форма входа
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0