Учреждение, в котором
работает автор опыта, адрес с индексом
Должность с указанием
преподаваемого предмета или выполняемого функционала
Стаж работы в должности
Нуждина Ольга
Сергеевна
Муниципальное
общеобразовательное учреждение Красноподгорная средняя
общеобразовательная школа Краснослободского муниципального района
Республики Мордовия
431276, РМ,
Краснослободский район, д. Красная Подгора, ул.Зеленая. д.132.
учитель
русского языка и литературы, заместитель директора школы по
учебно-воспитательной работе
Использованиеинформационно
коммуникационных технологий в преподавании русского языка и литературы
2. Источник изменений (противоречия, новые
средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)
В концепции
модернизации Российского образования отмечается, что главной задачей
российской образовательной политики является «обеспечение современного
качества образования на основе сохранения его фундаментальности и
соответствия актуальным и перспективным потребностям личности и
общества». Модернизацию образования невозможно представить без
применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) на
уроках, в том числе и на уроках русского языка и литературы. Реализация в России
государственных программ "Единая информационная образовательная
среда", "Компьютеризация сельских и городских школ" и др.,
активизировало интерес к применению всеми участниками педагогического
процесса - учащимися, учителями - информационно коммуникационных
технологий в учебно-воспитательном процессе. Мы рассматриваем их,
прежде всего, как средство повышения заинтересованности в обучении,
способное во многом повлиять на качество образования, расширять поле
информационных ресурсов. Они становятся основой современного
образования.
3.Идея изменений (в чем сущность ИПО: в
использовании образовательных, коммуникационно-информационных или
других технологий, в изменении содержания образования, организации
учебного или воспитательного процесса, др.)
Информационные
технологии не только облегчают доступ к информации, открывают
возможности вариативной учебной деятельности, её индивидуализации и
дифференциации, но и позволяют по-новому, на более современном уровне
организовать сам процесс обучения, построить его так, чтобы ученик был
бы активным и равноправным его членом.
Внедрение ИКТ на уроках русского языка и литературы позволили мне
реализовать идею развивающего обучения, повысить темп урока, сократить
потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной
работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать
урок более ярким и увлекательным. Именно ИКТ позволили мне вместе с
моими учениками погрузиться в другой мир, увидеть языковые и
литературные процессы другими глазами, стать их участниками. Компьютер
обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных
условий для работы по осмыслению орфографического и пунктуационного
правила. Работа с мультимедийными программами
развивает конструктивное, творческое мышление, коммуникативные
способности у учащихся. Способствует формированию умений и навыков
исследовательской деятельности, осмысленного владения информацией и ее
последующей обработкой. Практика показала что, использование
мультимедийных технологий повышает качество и эффективность обучения,
развивает учебную деятельность. Вместе с тем, это эффективный стимул
обучения школьников.
Для меня компьютер
на уроке - это инструмент с широкими возможностями, позволяющий
красочно и интересно изложить материал, подготовить дидактические
материалы, сопровождающие урок, разработать письменные задания и тесты
для учащихся. Информационно коммуникационные технологии делают
возможным удовлетворить множество познавательных потребностей,
доступность диалогового общения в интерактивном режиме.
3.Концепция
изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна,
ограничения, трудоемкость, риски)
Психологи отмечают
что, для современного человека характерно стремление к
визуальному восприятию информации. Учащиеся лучше воспринимают
зрительный ряд чем текстовый. Применение в процессе обучения
информационно коммуникационных технологий, способствует частичному
решению данной проблемы. Электронные учебные пособия, созданные на базе
мультимедиа, оказывают сильное воздействуют на память и воображение,облегчают процесс запоминания,позволяют сделать урок более интересным.
Применение
информационно коммуникационных технологий позволяет реализоватьидеи индивидуализации и дифференциации
обучения, что представляется особенно важным в условиях становления
профильной школы. Современные электронные учебные пособия, обладающие
интерактивностью (способностью взаимодействовать с учеником), позволяют
в большей мере реализовать развивающую парадигму в образовании.
Применение
компьютера на уроках литературы может быть самым разнообразным,
преследовать разные цели (ознакомление с наиболее интересными
фактами биографии писателя, совершение заочных экскурсий
по местам, связанным с жизнью и деятельностью поэта или
писателя, видеопросмотр фрагментов кинофильмов, мультипликационных
фильмов, спектаклей, балетов по произведениям того или иного
писателя, прослушивание мастеров художественного слова, их исполнения
отрывков из произведений и т. д.
Современный
курс литературы предполагает использование широкой базы художественных
произведений, которые не всегда имеется в школьных библиотеках.
Возможности ИКТ (электронных учебных пособий и глобальной сети
Интернет) по хранению и передаче информации позволяют решить эти
задачи: повысить информационную насыщенность урока, выйти за рамки
школьных учебников, дополнить и углубить их содержание.
Информационно-коммуникационные
технологии расширяют возможности диагностики уровня усвоения
информации. Разнообразные тестовые системы и оболочки позволяют
индивидуализировать процесс оценки знаний учащихся, развивать
способность учащихся к самооценке.
Риски.Поскольку компьютер и Интернет так прочно вошли в
нашу жизнь, что без них уже не мыслим своего существования в
современном мире, то вполне понятна логичность рассуждения о том, что
только эти методы являются панацеей в решении вопроса о выборе методик
обучения и только на них должны быть основаны пути и средства
преподавания. Следовательно, остальные методики в образовательном
процессе не выдерживают какой-либо критики. Считаю, что при определении
правильности или неправильности методик преподавания важно опираться не
на степень технической обеспеченности процесса обучения, что тоже
важно, а на конечную результативность методов преподавания.
Излишнее
увлечение информационно-коммуникативными технологиями проведения
занятий может стать причиной того, что ученик, вовлеченный в
"нескучные" формы обучения, окажется неспособным к усвоению материала
предложенного в традиционной вербальнойформе.
Хотелось бы отметить, что методы и средства обучения ошибочно было бы
возводить в ранг самоцели, это, прежде
всего, инструмент для решения
образовательных задач. Не стоит забывать, что живое,
эмоциональное слово учителя — словесника никогда не заменить
машине, пусть даже самой умной заменит учителя или учебник, поэтому
он рассчитан на использование в комплексе с другими
имеющимися в распоряжении учителя методическими средствами. Урок
литературы — это, прежде всего знание художественных
произведений, умение их анализировать, сопоставлять разные взгляды
критиков, понимание авторской позиции и т. д.
Разработано
поурочное тематическое планирование по русскому языку и литературе с
выделением раздела по применению на уроке электронных учебников и
пособий, что позволяет экономить время при подготовке к уроку,
оптимально составлять траекторию урока с применением ИКТ на различных
этапах урока.
4.Условия
реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества
педагога и достигнутый им уровень профессионализма)
В школе
создана достаточная материальная база для применения ИКТ на уроке: 21
ПК, 8 мультимедиапроекторов, интерактивный мультимедийный комплекс.
Учитель владеет навыками работы на ПК, умело использует методикой
использования ИКТ на уроке. Разработано поурочное тематическое
планирование по русскому языку и литературе с выделением раздела по
применению на уроке электронных учебников и пособий, что позволяет
экономить время при подготовке к уроку, оптимально составлять
траекторию урока с применением ИКТ на различных этапах урока.
5.Результат
изменений
Использование
электронных учебников, хрестоматий, библиотек, обучающих программ по
истории, в результате чего повысилось качество знаний по предмету,
формируются практические умения учащихся по самостоятельной работе с
различными источниками.
6.Публикации
о представленном инновационном педагогическом опыте
http://nuzdina.ucoz.ru/
III. Описание
инновационного опыта учителя**
С
2005 года работаю над проблемой «Использованиеинформационных
технологий в преподавании русского языка и литературы».
В 2007 году мной
составлено поурочно-тематическое планирование уроков по названнымпредметам на основе рекомендованных
Министерством образования Российской Федерации программ и учебников с
выделением раздела «Использование СД на уроке».
В настоящее время
на уроках русского языка использую такие средства ИКТ: «Фраза.
Обучающая программа-тренажер по русскому языку. Вся школьная программа
с 1 по 9 класс + подготовка в ВУЗ», «Русский язык. 1С: Репетитор. Весь
школьный курс», «Русский язык. Средняя школа. Семейный наставник. 5
кл.», «Русский язык. Средняя школа. Семейный наставник. 9 кл.»,
«Русский язык. Средняя школа. Семейный наставник. 8 кл.», «Виртуальная
школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия,программное обеспечение к интерактивному
комплексу, неограниченная возможность в создании презентаций и
интерактивных таблиц. Различие между нимиопределяется
назначением программы, основным видом деятельности, степенью трудности
и самостоятельности, типом оценки результатов.
На уроках литературы применяетС 2005 года работаю над проблемой «Использованиеинформационных технологий в преподавании
русского языка и литературы».
Использование новых технологий в учебном процессе
является актуальной проблемой современного школьного образования.
Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой дисциплине мог
провести занятие с использованием информационно-коммуникационных
технологий. Это дает возможность учителю работать дифференцировано и
индивидуально, а также экономит время.
В 2007 году мной составлено поурочно-тематическое
планирование уроков по названнымпредметам
на основе рекомендованных Министерством образования Российской
Федерации программ и учебников с выделением раздела «Использование СД
на уроке».
Ведущей педагогической идеей являетсяразвитие интереса к русскому языку и литературе в
результатепримененияновых информационных технологий.
В настоящее время на уроках русского языка использую
такие средства ИКТ: «Фраза. Обучающая программа-тренажер по русскому
языку. Вся школьная программа с 1 по 9 класс + подготовка в ВУЗ»,
«Русский язык. 1С: Репетитор. Весь школьный курс», «Русский язык.
Средняя школа. Семейный наставник. 5 кл.», «Русский язык. Средняя
школа. Семейный наставник. 9 кл.», «Русский язык. Средняя школа.
Семейный наставник. 8 кл.», «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки
русского языка Кирилла и Мефодия. программное обеспечение к
интерактивному комплексу, неограниченная возможность в создании
презентаций и интерактивных таблиц. Различие между нимиопределяется назначением программы, основным видом
деятельности, степенью трудности и самостоятельности, типом оценки
результатов.
На уроках литературы применяется CD «Литература. Мультимедийный курс. 1-11 кл.
Пособие для абитуриентов.», «Литература. Хрестоматия», «Виртуальная
школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы Кирилла и Мефодия» для всех
классов, «А.С. Пушкин в зеркале двух столетий», уроки-презентации.
Используемые на
уроках материалы CD- существенно повышают наглядность изложения
материала и привлекают внимание учащихся. Тема урока становится
интересна учащимся, если учебный материал на экране представлен в
красках, со звуком и другими эффектами. Обучение делается более
эффективным, когда вовлекаются все виды чувственного восприятия ученика
с помощью мультимедийных функций компьютера.
ся Проводятся уроки-презентации
«А.А.Ахматова», « Фонетика. Гласные звуки», « Союз как часть речи»,
«Местоимение», « Васюткино озеро», «Сказки Пушкина» и др.
Темы выступлений на
районном методическом объединении учителей русского языка и литературы
« Использование ИКТ в преподавании русского языка и литературы»
Провожу для учителей школы и района открытые уроки и
мероприятия с применение ИКТ: «Искусство
быть другим» (урок-презентация в 7 классе), «Презентация школьного
музея» (внеклассное мероприятие на республиканской научно-практической
конференции «Информационные технологии в современной школе»), создаем
видеофильмы « В любви родному краю признаюсь», « 65-летию Великой
Победы посвящается…», « Школа длиною в жизнь».
IY. Экспертное заключение
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные
телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес
V. Информационные
характеристики опыта*
(матрица используется в
дальнейшем для компьютерной обработки)
Характеристики
инновационного опыта**
Обучение***
Воспитание***
Дополнительное
образование***
1. Ценности и ценностные ориентации
гуманистические
ценности
гуманистические
ценности, патриотизм, гуманизм
2. Цели и задачи
индивидуальные
способности, творческий рост, интеллектуальный потенциал,
исследовательская деятельность
общение,
исследовательская деятельность
индивидуальные
способности, творческий рост, интеллектуальный потенциал,
исследовательская деятельность
3. Управление образованием (как для ОУ, так и для
учителей и классных руководителей)
4. Содержание образования
усвоение
программ базового уровня, положительная мотивация
положительная
мотивация
элективный
курс
5. Технологии, в том числе ИКТ
информационно-коммуникативные
технологии, технология «дебаты», личностно-ориентированное обучения,
критическое мышление
личностно-ориентированный,
коллективное творческое дело, игра
6. Средства
персональный
компьютер, Интернет, обучающие программы
7. Методы
наглядный,
поисковый, проблемное изложение, исследование
школьное методическое объединение учителей
гуманитарного цикла, районное методическое объединение учителей
русского языка и литературы, школьный методический совет,
педагогический совет
13.Мотивационные ресурсы
потребность
современного дня, подготовка к выбору профессии
14.Кадровые ресурсы (для характеристики инноваций,
реализуемых в образовательных учреждениях - ОУ)
15.Научно-методические ресурсы (важны как для ОУ, так
и для учителей)
16.Материально-технические ресурсы (важны как для ОУ,
так и для учителей)