Личность педагога в современной школе - Мои файлы - Каталог файлов - Сайт-портфолио Нуждиной О.С.
Пятница, 02.12.2016, 20:55
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт- портфолио

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Личность педагога в современной школе
11.03.2011, 13:28

 

 

  Профессия педагога – одна из важнейших в современном мире. От его усилий зависит будущее человеческой цивилизации. Профессиональный педагог - это единственный человек, который большую часть своего времени занимается воспитанием и обучением детей. Педагог, учитель – эти слова мы привыкли употреблять как синонимы, часто одно заменяя другим.

В «Толковом словаре» В. Даля слово «учитель» определяется как наставник, преподаватель, т.е. подчеркиваются две его основных функции - руководство приобретением и реализацией социального опыта ученикам и передача накопленных человечеством знаний. Эти функции были для учителя основными на всем протяжении истории человечества. Учитель и школа неразделимы.
Учитель в современной школе выполняет ряд функций:
1. Учитель - организатор учебного процесса в школе. Он - источник знаний для учащихся как во время уроков, дополнительных занятий и консультаций, так и вне рамок учебного процесса.
2. Большинство учителей выполняют функцию классных руководителей (т.е. являются организаторами воспитательного процесса).
3. Современный учитель не может не быть социальным психологом, ибо ему необходимо уметь регулировать межличностные отношения учащихся, использовать социально-психологические механизмы детского коллектива. Как член педагогического коллектива учитель участвует в организации жизнедеятельности школьного коллектива, работает в методических объединениях учителей-предметников и классных руководителей, выполняет общественные поручения.
4. Каждый учитель, выступая с лекциями, беседами перед родителями учащихся и общественностью, является пропагандистом педагогических знаний. А чтобы быть носителем всего нового и прогрессивного , учитель сам должен постоянно развиваться и самосовершенствоваться.
Педагог, воспитывающий ученика, должен обладать следующими качествами:

- это свободная личность (высокий уровень самосознания, гражданственности, чувство собственного достоинства, честность, ориентация в духовной жизни, ответственность, самоуважение);

- это гуманная личность ( милосердие, доброта, способность к состраданию. Готовность оказать помощь. Терпение, доброжелательность.

 - это духовная личность (стремление к внутреннему самосовершенствованию, к поиску смысла жизни);

-это творческая личность ( развитие способностей, потребность в знаниях, умениях, развитый интеллект);

 -это практическая личность( трудолюбие, знание экономики, хозяйственность, знание народных и религиозных обычаев, владение языками, компьютером, обеспечение благосостояния семьи, здоровый образ жизни, хорошие манеры.

Значимость личности учителя в современной школе велика. Чтобы идти в ногу со временем учитель должен быть профессионалом своего дела.

  Вопросы педагогического профессионализма всегда волновали и волнуют как представителей различных социальных институтов, так и тех, кто непосредственно сталкивается с педагогами – детей и их родителей, так как хорошее образование является одной из значимых духовных ценностей современного общества. В настоящее время система образования в России переживает существенные изменения в русле концепции модернизации образования. Среди этих изменений отмечаю тся сложные проблемы, требующие длительного и комплексного решения. А это значит что учитель должен быть в постоянном поиске новых форм и методов воспитания и обучения.
     Педагогический профессионализм определяется через понятие «педагогическое мастерство», которое несет большую смысловую нагрузку. Педагогическое мастерство может рассматриваться и как идеал педагогической работы, побуждающей педагогов к самосовершенствованию, и как эталон, содержащий оценку эффективности педагогической деятельности.
Кроме того, педагогическое мастерство зачастую воспринимается как важнейшее профессиональное качество личности учителя и воспитателя. Прежде всего, необходимо определить критерии педагогического мастерства.
           Одним из важнейших критериев педагогического мастерства в современной педагогике считается результативность работы учителя, проявляющаяся в стопроцентной успеваемости школьников и таком же их интересе к предмету. Таким образом, педагог – мастер в том случае, если умеет учить всех без исключения детей.
Профессионализм педагога наиболее ярко проявляется в хороших результатах тех учеников, которых принято считать не желающими, не умеющими, не способными учиться. При характеристике понятия «педагогическое мастерство» возникает ряд

 в о п р о с о в:

– Может ли каждый учитель и воспитатель овладеть педагогическим мастерством?

– Педагогическое мастерство – это врожденное качество или педагогическому мастерству можно обучить каждого желающего подобно тому, как ребенка можно научить читать и писать?

– Что является критериями педагогического мастерства?

– Как и в каких «единицах» можно измерить количество и качество педагогического мастерства у представителей педагогических профессий.

К сожалению, до настоящего времени еще не найдены исчерпывающие ответы на большинство поставленных вопросов. Но исследователи, как правило, сходятся во мнении о необходимости рассмотрения в первую очередь вопроса о личности учителя, способного к педагогическому творчеству и обладающего педагогическим мастерством.

С философской точки зрения личность – это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества. Основная нагрузка этого определения лежит на словосочетании «социально значимые черты», следовательно, чтобы разработать модель личности педагога
в адаптивной школе, надо в первую очередь определить, что это за социально значимые черты. С точки зрения науки главные элементы, составляющие личность учителя, это профессионализм, компетентность, продуктивность, социально направленные личностные качества. Но наука – это одно, а на практике мы должны очень хорошо представлять, чего ждут от нас дети, ведь они являются главным «индикатором» нашей деятельности. Учитель - профессионал не ходит на работу, не отбывает учебные часы, а совместно с детьми проживает и переживает все, что происходит каждый день в школе.

 Поэтому в народе говорят, что учитель отвечает перед Всевышним за свой труд. О человеке, выполняющем столь ответственную задачу, сказано, что он «трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит». Не сломать душу, не доломать уже треснувший мир ребенка, а дать возможность подняться, поверить в свои силы - задача учителя. Любовь и терпение творят чудеса. Чудо из чудес - ребенок. Творить его мир, наполнять этот мир красками природы, верить в невидимое и быть уверенным в том, чего еще нет в новом благодарном человеке - вот работа учителя. Современный учитель мыслит прогрессивно и склонен видеть будущее за новыми подходами к системе образования, выступает за большую свободу школы в выборе программ. Школа и учитель должны обеспечить жизнеспособность ученика в новых условиях цивилизации. Современный учитель должен иметь отличную профессиональную компетентность, дисциплинированность, тактичность, умение прощать, стремиться к овладению новыми знаниями, иметь хорошие коммуникативные навыки, умение владеть современными информационными технологиями, работать с системой Интернет, иметь хорошие ораторские способности и конечно, очень любить детей. Школам нужны квалифицированные педагоги ,способные организовать работу учащихся с новыми учебными материалами, вооруженные новыми современными технологиями. И это значит ,что учитель есть первый ученик, сам находящийся в непрестанном учении, кропотливый, чуткий, постоянно занимавшийся своим самообразованием.

  Основная парадигма работы учителя гласит: «Главное – дать каждому ученику возможность реализовать свои способности, создать для него комфортные условия, сформировать ситуацию успеха, использовать при обучении личностно ориентированные педагогические технологии».

Личность педагога становиться ключевым звеном в школьных изменениях. Современное общество предъявляет высокие требования к педагогам школы, исходя из которых, учитель должен строить образовательный процесс так, чтобы не только учитывались способности и возможности учащихся, но и осуществлялось максимальное развитие их личности.

Настоящий педагог должен оценивать свои успехи успехами своих учеников.
Справедливо сказано, что писатель живет в своих
произведениях, хороший художник – в картинах, скульптор – в созданных им
скульптурах. А хороший учитель – в мыслях и поступках людей. А чтобы поступки вызывали только чувства восхищения, из своих учеников учителю нужно воспитать достойных граждан общества.

        Важнейшим показателем успешности учителя, успешности применения выбранной технологии являются умения учителя создать атмосферу доброжелательности на уроке, привитие интереса к предмету, поощрять любые позитивные действия ученика, терпеливо ожидать результатов деятельности.
  Большинство педагогов, работающих в нашем  коллективе, соответствует мечтам и желаниям учеников, владеют основами современных образовательных технологий, и умело применяют их на практике.


Категория: Мои файлы | Добавил: nos
Просмотров: 11126 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 1
1  
hi

Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Категории раздела
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0