Пояснительная записка
Данная рабочая программа по
русскому языку для 11 класса создана на основе федерального компонента
государственного стандарта среднего ( полного) общего образования и авторской программы по русскому языку для 10-11 классов
общеобразовательных учреждений (авторы-составители: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова)
Обучение родному языку в школе рассматривается современной методикой не
просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой
соответствующих умений и навыков, а как
процесс речевого, речемыслительного,
духовного р а з в и т и я школьника. Владение
русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации
являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют
достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют
его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Как средство познания действительности
русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей
старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение,
формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации
личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык
неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их
усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
По сравнению с обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования 1999 года данная рабочая программа содержит
ряд принципиальных новшеств, определяющих концептуальную новизну курса русского
языка в 10-11 классах. К таким новшествам относятся: 1) изменение концепции
преподавания (приоритеты, подходы); 2) значительное обновление содержания
образования (расширение тем)
Концептуальная новизна курса русского языка в 10-11 классах состоит в
том, что на базовом уровне обучения
русскому языку решаются проблемы,
связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными
задачами образования, с задачами социализации личности. Предлагаемая рабочая программа обеспечивает в процессе изучения русского
языка формирование и совершенствование общеучебных умений и навыков, базирующихся на
видах речевой деятельности и предполагающих
развитие речемыслительных способностей: коммуникативных(владение
всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи,
базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся
сферах и ситуациях общения), интеллектуальных (сравнение и сопоставление,
соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационных
(умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных
источников, умение работать с текстом), организационных (умение
формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль,
самооценку, самокоррекцию) и создаёт условия
для развития общекультурного
уровня старшеклассника, способного к
продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы.
Важной особенностью предлагаемой
программы является принципиальная новизна подходов к реализации
преподавания русского языка в 10-11 классах. На первый план выдвигается компетентностный
подход, на основе которого структурировано содержание данной рабочей программы,
направленное на развитие и совершенствование коммуникативной, языковой,
лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой
деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками
использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих
опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Языковая и лингвистическая (языковедческая)
компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и
общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих
сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного
языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов,
умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция –
осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и
истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение
нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
В основу рабочей программы
положены актуальные в настоящее время
идеи личностно- ориентированного и деятельностного подходов к обучению
русскому языку. Особенностью такого обучения является синтез языкового,
речемыслительного и духовного развития учащихся старшей школы, установление
взаимосвязи между процессами изучения и использования языка, смещение
традиционного акцента на запоминание теоретического материала к осмыслению функционального потенциала языкового явления
и овладению навыками уместного использования его в разных ситуациях речевого
общения.
В
соответствии с вышеуказанными подходами
содержание представленной программы направлено на реализацию единства
процесса усвоения основ лингвистики и процесса формирования коммуникативных
умений, что предполагает не только усвоение
учащимися лингвистических знаний, но и освоение ими элементов современной
теории речевого общения с целью формирования у них умений уместного использования
языковых средств в разнообразных сферах общения.
Данный
вариант рабочей программы, целиком базирующийся на основе федерального
компонента государственного стандарта среднего( полного) общего образования,
отличается от авторской программы А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой тем, что в
неё дополнительно включены темы, предписанные федеральным компонентом стандарта:
«Сферы и
ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации», «Культура
учебно-научного и делового общения », « Культура разговорной речи», «Культура
публичной речи», «Информационная переработка текста», « Формы существования
русского национального языка( литературный язык, просторечие, народные говоры,
профессиональные разновидности, жаргон, арго)», «Нормы литературного языка, их
соблюдение в речевой практике», « Синонимия в системе русского языка», «Словари
русского языка и лингвистические справочники, их использование», « Взаимообогащение
языков как результат взаимодействия национальных культур», «Соблюдение норм
речевого поведения в различных сферах общения».
Освоение тем,
предусмотренных федеральным компонентом государственного стандарта, связанных с
оценкой коммуникативных качеств и эффективности речи, с развитием навыков использования различных видов чтения в
зависимости от коммуникативной задачи и характера текста, с развитием навыков
диалогической и монологической речи, с совершенствованием умений и навыков создания текстов разных
функционально-смысловых типов, стилей и жанров осуществляется в практическом
применении непосредственно на уроках русского языка в процессе выполнения специально
подобранных заданий.
Ярко выраженной особенностью
данной программы является её практическая направленность. На старшей ступени
обучения (10-11 классы) подростки
проявляют интерес к выбору процессии, профессиональной ориентации, строят планы на будущее. В связи
с этим одной из задач обучения на данном этапе является развитие и совершенствование
способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации. Предлагаемая рабочая программа предусматривает углубление
и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях,
коммуникативных качествах речи, нормах речевого поведения в различных сферах
общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в
соответствии с условиями и задачами
общения. Особое внимание в программе уделяется научному, публицистическому и
художественному стилям речи, практическому овладению учениками данными
стилями; это связано с практическими потребностями,
возникающими у учащихся в связи с обучением и
окончанием школы, вступлением в активную самостоятельную жизнь( владение
языком таблиц, схем, рекламы, умение создавать текст в различных
научно-популярных вариантах, овладение культурой публичной речи).
Общее содержание рабочей программы направлено на повторение
и углубление знаний учащихся по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике;
дальнейшее совершенствование орфографической, пунктуационной и речевой
грамотности учащихся, изучение лингвистики текста, а также закрепление и расширение знаний о
коммуникативных качествах речи, об основных нормах современного русского языка,
так как овладение основными нормами русского литературного языка способствует
формированию умений опознавать, классифицировать, оценивать языковые факты с
точки зрения нормативности, целесообразности их употребления в речи, что
является необходимым условием успешной коммуникации.
Курс русского языка в X-XI классах направлен
на достижение следующих целей:
·
воспитание
гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной,
нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия
русского языка; овладение культурой межнационального общения;
·
дальнейшее
развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию
и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору
профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
·
освоение
знаний о русском языке как
многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и
ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
·
овладение
умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать
их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и
моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
·
применение
полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня
речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
В соответствии с целями преподавания русского языка
основные задачи курса русского языка в старших классах по данной программе
сводятся к следующему:
1 дать представление
о связи языка и
истории, культуры русского и других народов, о национальном своеобразии
русского языка;
2 закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах
и уровнях языка, развить умения по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике,
правописанию;
- закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая
умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и
уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого
общения основных норм современного русского литературного языка;
-совершенствовать орфографическую и пунктуационную
грамотность учащихся;
- обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями
речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках,
правилах использования;
3 развивать и
совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические
и диалогические высказывания различных
типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль;
оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления,
эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- формировать и совершенствовать основные информационные
умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов,
стилей и жанров, работа с различными
информационными источниками.
Программа рассчитана на 34 учебных часа (11 класс)
|